Минздрав и партия едины
Проект закона об обязательном медицинском страховании, внесенный в Государственную думу 3 июня группой депутатов от партии «Единая Россия» и вызвавший серьезное недовольство у страховщиков и работодателей, скорее всего будет допущен к первому чтению.
О том, что вопреки мнению оппонентов на этом будет настаивать самая многочисленная думская фракция единороссов, вчера заявила руководитель комитета нижней палаты по охране здоровья Ольга Борзова. Именно так она отреагировала на требование отложить рассмотрение «неготового и подрывающего страховой принцип» документа, прозвучавшее днем раньше на совместном заседании Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты. Депутатов, лоббирующих позицию Минздравсоцразвития -- основного разработчика законопроекта, не смутили протесты ни представителей работодателей (страхователей), ни страховых компаний, ни общественности. За законопроект активно вступился только Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который в случае принятия закона получит статус единственного страхователя в стране и десятки миллиардов рублей дополнительно на свои счета. Депутатам этого оказалось достаточно.
Стоит отметить, что далеко не все депутаты Госдумы готовы поддержать ведомственный законопроект. Член «Справедливой России» и в недавнем прошлом министр здравоохранения Оксана Дмитриева на заседании в РСПП объявила, что ее партия против проведения первого чтения и будет голосовать против законопроекта. Больше всего профессионального организатора здравоохранения Дмитриеву смущает пункт, в котором предлагается принимать в систему ОМС новые лечебные учреждения без всякой проверки -- в уведомительном порядке. «Уведомительный характер включения новых ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений. -- Ред.) в программу ОМС, прописанный в законопроекте, не только исключает системный контроль за качеством медуслуг, там оказываемых, но и закладывает почву для откровенных злоупотреблений», -- уверена Оксана Дмитриева. Еще большее поле для злоупотреблений, по ее мнению, дает предлагаемое в законопроекте поощрение для страховых компаний, клиенты которых «показывают хорошие показатели здоровья». Таким образом, говорит г-жа Дмитриева, страховым компаниям вменяется совершенно чуждая функция профилактики. «Получить такое поощрение проще простого, -- уверена г-жа Дмитриева. -- Для этого не надо не то что заниматься профилактикой, но можно и никого не лечить. Достаточно страховать только молодых, здоровых и богатых, а старых и больных не страховать». По ее словам, можно даже специально организовать такую якобы медицинскую страховую компанию, застраховать в ней только сотрудников какой-нибудь дружественной богатенькой компании, а потом спокойно получать с государства поощрения за «оздоровившихся». «Это настоящий денежный пылесос», -- суммировала депутат.
Кстати, возможность подобных махинаций не исключает и один из экспертов, принимавших участие в разработке документа, проректор Госуниверситета -- Высшей школы экономики Сергей Шишкин. Но, по его словам, некоторые риски содержатся в любом подобном документе, полностью их исключить невозможно. Например, риском нового закона, разрешающего выбирать клинику по усмотрению пациента, могут стать огромные очереди на госпитализацию в областных больницах, которые на порядок лучше оборудованы, чем муниципальные в большинстве российских городов. «Если жители сельской местности пойдут в областные больницы с каким-нибудь элементарным аппендицитом, то будет нарушаться право других таких же сельских жителей на получение высококвалифицированной медпомощи при более серьезных заболеваниях», -- отметил г-н Шишкин.
Еще одним риском, который создатели проекта закона по ОМС считают вынужденной издержкой, будет фактическое лишение части граждан медицинской помощи, а части ЛПУ -- оплаты за оказанную помощь. Речь идет о тех людях, которые по той или иной причине не получили страховой полис. Сейчас такие пациенты могут получить хотя бы скорую помощь, которая в систему обязательного медстрахования не включена. Новый же законопроект предусматривает включение скорой помощи в систему ОМС уже к 2013 году, но ничего не говорит о том, как тогда помогать гражданам без полисов.
Фокусироваться на таких «мелочах» только мешать перспективам, заложенным в законопроекте, уверены депутаты-единороссы. И в этом с ними полностью солидарны чиновники Минздравсоцразвития и ФФОМС. «Правовое поле, устанавливаемое законопроектом, будет единым для всех субъектов Российской Федерации. Законопроект стирает границы между субъектами», -- указал на новаторство нового закона директор ФФОМС Андрей Юрин. Неоспоримым достоинством этой редакции закона, по его мнению, являются и впервые четко прописанные обязательства региональных властей по выплатам страховых взносов на неработающее население. А также ввод строгого временного регламента по прохождению платежей. «Здесь закон однозначно прописывает, что в течение 25 дней оплата должна быть осуществлена, еще в течение десяти дней территориальный фонд, где был застрахован человек, должен перечислить деньги территориальному фонду по месту оказания помощи», -- напомнил г-н Юрин. Это будет способствовать повышению доступности медпомощи для застрахованных граждан в любой точке страны, уверен директор ФФОМС.
Чем закончится конфликт бизнеса и чиновников, а также двух фракций Государственной думы, пока неясно. Судя по всему, чью-то сторону в этом расколе должна принять высшая государственная власть. Это понимают все стороны. Президент РСПП Александр Шохин написал письмо вице-премьеру Александру Жукову с просьбой от лица всех работодателей России повлиять на ситуацию и не допустить первое чтение законопроекта. Ответ ожидается со дня на день.
Галина ПАПЕРНАЯ Время новостей, 1 июля 2010 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий