Страховка от врачебных ошибок
Осенью депутаты Госдумы обсудят концепцию развития здравоохранения до 2020 года. Одним из наиболее сложных разделов концепции является реформа страховой системы здравоохранения. Мы попросили прояснить ситуацию директора Центра медико-страхового права Юлию Стибикину и исполнительного директора Ассоциации врачей НСО Марину Лесникову.
«Принципиально новым является законопроект о страховании профессиональной ответственности врача, — рассказала Юлия Александровна. — Медицина во многих странах мира признана деятельностью повышенного риска. И человек, занимающийся этой деятельностью, должен нести ответственность за риски, являющиеся частью его профессии. Если такой закон будет принят, то ни один врач не сможет заниматься своей деятельностью, не имея соответствующего страхового полиса.
Что касается бюджетных учреждений здравоохранения, то планируется, что страховать будут не каждого врача в отдельности, а учреждение в целом. Однако выдержат ли бюджеты муниципальных образований дополнительную нагрузку в виде обязательного приобретения страховых полисов для местных ЛПУ?»
Марина Лесникова уверена, что необходимость страхования профессиональной ответственности врача назрела давно. Об этом свидетельствуют многочисленные тяжбы между врачами и пациентами. В этой связи необходимо четко различать преступную врачебную халатность и врачебную ошибку.
«Врачебная халатность — это вопиющее нарушение профессиональных инструкций и неисполнение служебного долга, — объясняет Марина Николаевна. — Здесь речь должна идти об административной и уголовной ответственности медика. Врачебная ошибка — это заблуждение врача, возникшее вследствие недостаточного развития медицинской науки, несовершенства диагностических приборов либо недостатка профессиональных знаний. И вот от этого пациент должен быть застрахован».
Если новый закон заработает, возникнет проблема экспертизы в данной отрасли. Кто будет определять, проявил врач преступную халатность или совершил врачебную ошибку?
По словам Юлии Стибикиной, сейчас в России есть только один институт независимых медицинских экспертов. Он находится в Москве. Такая экспертиза стоит денег. Если у потерпевшего нет нужной суммы, то экспертами в делах о врачебных ошибках и врачебной халатности выступают… патологоанатомы, поскольку других специалистов просто нет.
Марина Лесникова рассказала об опыте Москвы, где сейчас создается Медицинская общественная палата. В нее войдут медики, представители общественности, юристы. Палата намерена взять на себя контроль за деятельностью как частнопрактикующих врачей, так и муниципальных лечебно-профилактических учреждений. Если опыт окажется удачным, то появятся окружные медицинские общественные палаты, например, палата СФО.
Сегодня в судебных инстанциях Новосибирска рассматривается около 40 дел на тему причинения физического и морального ущерба пациентам докторами. Примерно в половине случаев суды признают эскулапов виновными и обязывают их выплатить потерпевшим компенсацию морального ущерба.
Марина Лесникова подчеркнула, что законопроект о страховании профессиональных рисков врачей ни в коем случае не освободит их от ответственности за халатность и грубое пренебрежение профессиональным долгом.
И еще один аспект. Владельцы частных медицинских клиник, скорее всего, заложат расходы на обязательное страхование в стоимость своих услуг. Ну а чтобы застраховать профессиональные риски бюджетных медиков, придется изменить сумму страховых отчислений для предприятий.
Екатерина ВАРГАСОВА Московский комсомолец, 2 июня 2010 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий