Что такое ОСАГО по-русски мы представляем. Некоторые на собственной шкуре. А как там у буржуев?
Едем в Финляндию
Борьба с беспределом на наших дорогах стала сегодня чуть ли не национальной идеей. Еще бы: в год погибает почти в два раза больше людей, чем за всю афганскую кампанию. Сколько трубит об этом пресса! Сколько писали "Известия"! Зарубежные собкоры газеты давно изучали эту проблему в "своих" странах. Мне, в свое время собкору по странам Северной Европы, особо запомнился опыт Финляндии...
За руль я сел довольно поздно, а ездить сразу пришлось в условиях северной зимы на довольно мощном "Ниссане-лавре". Конечно, я с тревогой ждал своего первого ДТП. И оно случилось. Молодая женщина долбанула мою машину на полосе разгона. Дел было невпроворот, и я продолжал ездить побитым, когда на подземной стоянке в центре города нашел записку: "Извините, я ударила вашу машину. Моя фамилия... телефон...". Все необходимые "бумажки" - без составления протоколов и прочей бюрократии - я вручил агентам страховой компании. Машину мне не только отремонтировали, но и доставили к дому, когда я был в командировке. Тогда я впервые заинтересовался тем, что же это за услуга такая - страхование ответственности перед третьими лицами? Оказалось, что только в двух странах Европы - СССР и Албании - она не применяется. "Известия" тогда одними из первых стали пропагандировать ОСАГО.
За руль я сел довольно поздно, а ездить сразу пришлось в условиях северной зимы на довольно мощном "Ниссане-лавре". Конечно, я с тревогой ждал своего первого ДТП. И оно случилось. Молодая женщина долбанула мою машину на полосе разгона. Дел было невпроворот, и я продолжал ездить побитым, когда на подземной стоянке в центре города нашел записку: "Извините, я ударила вашу машину. Моя фамилия... телефон...". Все необходимые "бумажки" - без составления протоколов и прочей бюрократии - я вручил агентам страховой компании. Машину мне не только отремонтировали, но и доставили к дому, когда я был в командировке. Тогда я впервые заинтересовался тем, что же это за услуга такая - страхование ответственности перед третьими лицами? Оказалось, что только в двух странах Европы - СССР и Албании - она не применяется. "Известия" тогда одними из первых стали пропагандировать ОСАГО.
Полиция не принимала никакого участия в моих разборках на дорогах. Сам же я порой искал встречи с этими симпатичными людьми в синей форме, чтобы понять, почему они не делают различия между простым лесорубом и госдеятелем при нарушении правил движения. Меня поразило, что за превышение скорости лишился своего поста... председатель парламента Финляндии Матти Ахде. При оплате штрафа он занизил размер своей зарплаты и заплатил меньше, чем следовало. Злополучная квитанция была воспроизведена в газетах. Ахде был вынужден уйти в отставку.
Не следует думать, что полицейские в северных странах жируют. Заработки стражей порядка почти повсюду в мире скромны. Профессионализм здесь идет рука об руку с давними традициями чести и достоинства. О финской полиции еще в начале века с большим уважением писал Исаак Бабель.
Один из главных девизов финских "гаишников" был и остается наш - "Пьянству бой!". Это очень эффективный лозунг, если нарушитель знает, что наказание неотвратимо. За предложение взятки финскому полицейскому можно угодить в кутузку...
20 лет назад, когда резко упало количество граждан Финляндии, доверявших своему парламенту (не более трети опрошенных), рейтинг полиции был заоблачно высок по нашим представлениям: ей верили почти 60 процентов населения. Прошло много лет - и я был почти уверен, что трудности последних десятилетий обрушили этот показатель. Запросил полицейский отдел посольства Финляндии в РФ. Полученные сведения оказались поистине сенсационными. В 2008 году был произведен опрос группы финнов в возрасте от 15 до 79 лет. 94 процента из них выразили доверие своей полиции. 79 процентов опрошенных считают, что коррупция и неэтичное поведение среди стражей порядка маловероятны.
А теперь о самом главном - о человеческой жизни. В 1970 году в результате так называемых фатальных ДТП погибло 758 финнов. В 1988 году, в первый год моей работы в Финляндии, - 455 водителей и пассажиров (среди них - посол Индонезии). В 2008 году эти потери составили 226 человек при огромном росте автомобильного парка страны.
Опыт Финляндии по "разруливанию" ДТП вспомнился мне, когда я на днях столкнулся с нашей системой. И снова - "ищите женщину!", но, увы, не финскую, а нашу, русскую. Эта дама, сдавая назад на огромном внедорожнике, болтала по мобильнику и ударила мой "Форд", стоявший у тротуара. Милиция, протоколы, печати, ради которых надо было ехать в ГАИ, эксперты... Оплата по ОСАГО (ей) - в течение недели, о чем компания РЕСО трубит как о своем достижении. Мне же, пострадавшему, обещают выплаты в течение 30 дней.
Владимир ШМЫГАНОВСКИЙ Известия, 8 сентября 2009 г.