страхование жизни, страхование детей, пенсионное страхование, накопительное страхование,life insurance, health insurance,term life insurance,car insurance, auto insurance quote, travel accident insurance,home insurance, insurance company, insurance quote, travel health insurance, international travel medical insurance, travel medical insurance, dental insurance, home owner insurance, life insurance company, renters insurance, insurance carrier broker agent

понедельник, 8 июня 2009 г.

Страхование пассажиров

В блоге и в рассылке уже 2 раза была представлена расшифровка аудибеседы на радио «Эхо Москвы» на актуальные темы. Продолжаю традицию и предлагаю тему о страховании пассажиров.

Ведущие: Алексей Дыховичный Гости: Сергей Закройщиков, Олег Лебединец
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Добрый день. Алексей Дыховичный у микрофона. Мы говорим о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. У нас в гостях Сергей Закройщиков – заместитель начальника управления корпоративного обслуживания компании «Ингосстрах». Сергей, здравствуйте.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Здравствуйте.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И Олег Лебединец – генеральный директор Ассоциации страховых организаций и предприятий транспорта. Здравствуйте. Олег.
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Добрый день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами. Так?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Совершенно верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Т.е. это всякие авиакомпании…
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Автомобильные предприятия, железнодорожные транспортные компании.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Метро.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Метрополитен в обязательном порядке. Морские, речные.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Перед теми, кого они перевозят. ОСАГО это дело не покрывает, если говорить об автотранспортных компаниях.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: В настоящее время ОСАГО покрывает тех пассажиров, которые находятся в транспортном средстве. Но вначале нужно задаться вопросом – а кто такой пассажир, с точки зрения транспортных уставов и кодексов?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я как-то не задавался никогда таким вопросом. На мой взгляд, пассажир – это тот, кто сидит в салоне.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ
: Тот, кто не водитель, тот пассажир.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, и не водитель при этом.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Но, с точки зрения транспортных уставов и кодексов, пассажиром является тот, кого перевозят на основании договора о перевозки. Т.е. либо он купил билет, либо его везут бесплатно, но есть некий договор перевозки. Вот это и есть пассажир.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Более того, в соответствии с гражданским кодексом, заключая договор перевозки, перевозчик – на основании того, что пассажир уже заплатил за свою доставку по месту назначения, купил билет, который подтверждает перевозку – обязан довезти его своевременно на место назначения и обеспечить сохранность его жизни, здоровья и имущества – багажа. Вот как раз мы говорим о том, что в настоящее время разрабатывается закон, который будет страховать ответственность перевозчиков за жизнь, здоровье и порчу имущества.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А закону чуть позже. ОСАГО сейчас, вы говорите, покрывает, но не покрывает… В чем проблема-то? Я билет купил, договор есть. Покупка билета – это же договор между мной и транспортной компанией?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Совершенно верно.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: ОСАГО – это третьи лица.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Дело в том, что ОСАГО покрывает ответственность перед третьими лицами. Находясь в транспортном средстве, пассажир заключает с перевозчиком договор перевозки, он для него третьим лицом уже не является.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Значит, ОСАГО не покрывает.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Скажем так. В настоящее время пассажир, получивший травму или что-нибудь еще более тяжелое, находясь в «Газеле», автобусе и так далее, он может, по крайней мере, обратиться за выплатой возмещения. Но в ОСАГО главное – это наличие вины. А вот в ответственности перевозчика вина не является каким-либо важным фактором, главное – чтобы возникла эта ответственность. Конечно, в определенном смысле это такая тонкая юридическая практика. Но у перевозчика наличие вины не является фактором возникновения ответственности, у него ответственность всегда перед пассажиром.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Т.е. если в «Газель» влетели, в «Газель» не была виновата, то тогда перевозчик вообще чист.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Тут получается вот какая ситуация. Пассажир свои обязанности выполнил в тот момент, когда он купил билет и сел в транспортное средство. За всё остальное отвечает перевозчик, в том числе за всё то, что происходит внутри транспортного средства с момента посадки до момента высадки. Поэтому, если даже есть какое-то внешнее воздействие – авария и так далее, – то конструкция этого нового закона предполагает, что вначале страховщик…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это новый? Его еще не существует?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы берем ситуацию, в которой мы сейчас живем.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Она и сейчас может быть реализована на практике, когда ответственность перевозчика застрахована, например, в добровольном порядке, и он с соответствующей информацией о транспортном происшествии обращается к страховщику. Страховщик выплачивает возмещение. А дальше обращает исковое требование на виновника.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это если в добровольном порядке. Есть вопросы, которые пришли по Интернету. У нас есть смс +7-985-970-4545. Большая часть вопросов, которые пришли по Интернету, они связаны с маршрутными такси, с «Газелями». Люди возмущены, всё им не нравится.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Тем не менее, они ими пользуются.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Потому что деваться некуда.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Альтернативы нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Удобно. Деваться некуда. Для начала я еще хочу проверить, действительно ли так всем не нравятся эти маршрутные такси. Я хочу сделать небольшой опрос, провести голосование. А мы продолжим говорить. Я хочу спросить наших слушателей. Скажите, пожалуйста, боитесь ли вы ездить на маршрутных такси. Итак, боитесь ли вы (даже не ездите, а вот просто, ходить рядом) маршрутных такси? А теперь я обращаюсь к гостям. Среди этих транспортных компаний маршрутных такси, там есть среди них застрахованные, чтобы всё в порядке, всё хорошо, все машины в исправном состоянии, все водители трезвые? Существуют такие в принципе?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: У нас же есть крупные перевозчики, маршрутные такси. Возьмите по Москве тот же «Автолайн». Там водители проходят обязательный медицинский осмотр, там соблюдаются нормы отдыха и нормы труда, постоянный контроль за техническим состоянием транспортных средств. Но в то же время бОльшая часть у нас так называемых ПБОЮЛов, индивидуальных предпринимателей, которые этим, мягко говоря, не озабочены. А ситуация в настоящее время усугубляется тем, что они выходят из-под лицензирования. Был еще контроль, связанный с лицензионными органами. Для того чтобы профессионально заниматься перевозкой пассажиров, нужно было получить лицензию. Для этого нужно было предъявить кучу документов соответствия того, что ты можешь этим заниматься, что вот эти вещи, которые гарантируют жизнь, здоровье пассажира во время перевозки, нормальное состояние транспортного средства, нужно было показать транспортной инспекции. Сейчас это выводится из сферы действия. Идет тенденция – дорогу малому бизнесу. В результате у нас выплескивается и дитя вместе с водой.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Есть ли среди тех компаний, которые, с вашей точки зрения, хорошие, есть ли среди них те, кто в добровольном порядке застраховал свою ответственность перед пассажирами?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Их довольно много. В отдельных регионах (например, в таком важном и большом регионе, как Московская область) большинство перевозчиков, осуществляющих работу на регулярных маршрутах, они имеют полис страхования.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Это обязательное условие допуска.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Страхование ответственности перед пассажирами. Не ОСАГО, которые должны иметь все, а перед пассажирами.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Перед пассажирами, совершенно верно. Это условие допуска на маршрут.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Пусть слушатели имеют в виду.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это власти Московской области так решили.
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Это обязательное условие допуска на маршрут.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Т.е. полис добровольный, но без этого полиса…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Для Московской области он добровольно-обязательный.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Там же все маршруты разыгрываются между перевозчиками. В этой связи, когда объявляется конкурс, то выставляется ряд условий. И это условие участия в этом конкурсе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Смотрите, как региональные власти решили вопрос.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А почему другие так не делают?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Они решили не только этот вопрос, но и с техническим состоянием, и с контролем. Не так всё плохо, как могло бы показаться.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я остановлю голосование. Очень много людей позвонило. Даже не буду вас спрашивать, в какую сторону перевес голосов. Я думаю, очевидно. Единственное, что процент… 76,5% людей боятся маршрутных такси. И 23,5% дозвонившихся к нам слушателей не боятся маршрутных такси.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Это вполне предсказуемый результат. По крайней мере, на сегодняшний день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: По крайней мере, мы теперь доказали, что это какая-то опасная штука, эти маршрутные такси. Может быть, эти 23,5% – это как раз из Московской области звонили. Ответьте на мое предположение, что, может быть, это из Московской области звонили. Дает ли, на ваш взгляд, это страхование (в данном случае пока что добровольное) автоперевозчиков какой-то эффект в плане безопасности?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Безусловно.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Безусловно. Это влияет еще и на то, что тариф придется выше платить, страховую премию гораздо больше заплатить тому перевозчику, у которого есть проблемы с аварийностью транспортного средства, т.е. если у него уже были аварии, если у него уже старое транспортное средство, если он не соблюдает технический регламент.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Режим труда и отдыха.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Да. Всё это будет влиять на то, сколько он заплатит. Т.е. это экономический стимул. Если он не хочет платить больше… Приблизительно рассчитывая тарифы, мы увидели, что, соответственно, самые затраты будут страхование перевозчиков автомобильного транспорта. Потому что наибольшее количество страховых случаев…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Тарифы действительно настолько разнятся?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Потрясающе разнятся.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Потому что в других видах страхования я вот этого не вижу. Я не вижу такой колоссальной разницы в том же самом ОСАГО.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: В ОСАГО тоже.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну насколько он увеличивается?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: В полтора раза, может быть, увеличивается.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: В полтора раза. Это что, серьезно?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ:
Нет, не в полтора.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Если взять все повышающие коэффициенты, там может быть и больше.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Это уже по очень большому максимуму.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Молодой водитель, плюс с высокой аварийностью…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Здесь насколько возрастают тарифы, если автоперевозчик… Вот эти основные параметры вы назвали – не соблюдается режим, старые машины… Что еще?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Может быть, даже в разы.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Да. Мой коллега прав, в два раза, как минимум, может повыситься, с учетом всех коэффициентов.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это всё как проверяется?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: На самом деле обратная связь у нас, конечно, имеется. Начиная от официальной статистики, которую по-прежнему собирает и ведет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, статистика ГИБДД (если мы говорим об автомобильном транспорте), наша реальная практика страхования, потому что мы ведем, разумеется, свой учет, не только собираем их премии, но и учет выплат, и того, как урегулируются эти убытки. Поэтому мы обладаем достаточно представительной базой для того, чтобы посчитать эти тарифы корректно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А как урегулируются убытки, об этом мы давайте поговорим после того, как послушаем небольшую пленку про самолеты.

Интересные факты
С ноября 2008 года вступило в силу постановление правительства «Об утверждении типовых правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна», согласно которому, максимальный размер страховки 2 миллиона рублей на каждого пассажира. Ущерб, равный одному миллиону рублей, должен быть возмещен тем, кто в результате авиапроисшествия приобрел первую группу инвалидности. Если медицинские эксперты подтвердят, что в результате катастрофы человек получил вторую группу инвалидности, то ему полагается 600 тысяч рублей, при третьей группе – 300 тысяч рублей. При этом до 2010 года будет возмещаться заработок, который человек мог получить, будучи работоспособным, и дополнительно понесенные расходы на лечение. Однако всё это в пределах 2 миллионов рублей. В 2010 году этот пункт утратит свою силу, и вместо него начнет действовать другой. По нему, пассажиру будут возмещены расходы на лечение и реабилитацию, приобретение другой профессии. До этого времени денежная компенсация родственникам погибших в авиакатастрофе была сто тысяч рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Всё правильно? Не ошиблись с цифрами?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Принципиально верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это авиация, это флагман в данном случае в обязательном страховании. В авиации на сегодняшний день действует закон, обязывающий авиаперевозчиков страховать своих пассажиров.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Последняя редакция Воздушного кодекса.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И всё прописано тут. Два миллиона – за это, не дай бог, 600 тысяч – за это, всё прописано.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: В новом законе это будет прописано для всех видов транспорта, и с той же страховой суммой 2 миллиона.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Сейчас мы подойдем к новому закону. Мы пока что еще живем без нового закона.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Увы.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Подойдем к нему. Олег, вы начали говорить о том, что пассажиры Московской области, где все или большинство авиаперевозчиков застраховали свою ответственность… Все, стопроцентно?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: На маршрутах областного сообщения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Внутри Московской области.
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Совершенно верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Там тоже всё четко? Объясните пассажиру маршрутного такси, который на областном маршруте в Московской области попал в аварию в этом маршрутном такси и, не дай бог, там что-то себе повредил. Как ему действовать? В авиации всё прописано: два миллиона – за это, 600 тысяч – за это. Что там в Московской области будет?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Во-первых, водитель уже должен знать, у кого застрахован, у кого застраховано данное транспортное средство. И просто пассажир, который получил травму, он может уточнить у водителя, какое транспортное предприятие его обслуживает, обратиться к руководителю транспортного предприятия. Там уже стопроцентно наличие информации о том, с какой компанией заключен договор страхования. К сожалению, таких унифицированных правил, даже не унифицированных, а продвинутых (скажем так, простым, человеческим языком), по возмещению вреда в рамках Воздушного кодекса, то, что касается добровольного страхования, его не существует, вот что вы слышали: один миллион мы платим первой группе инвалидности, 600 тысяч – вторая и так далее. Мы как раз добиваемся того, чтобы это было обязательным уже на всех видах транспорта, в том числе для автомобильного, что будет этот закон и новые правила существенно отличать от ОСАГО, где та же самая процедура. Она очень похожа на добровольное возмещение вреда, идет со статьей 159-й гражданского кодекса. Т.е. нужно посчитать, сколько нужно в результате травмы, какие там были затраты на лечение, в случае гибели человека, был ли он кормилец, какие материальные издержки, соответственно, в связи с этим происходит. Т.е. очень сложная процедура.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Пострадала ли семья.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: И для того, чтобы эту процедуру избежать, раз мы говорим, что это страхование гарантирует права всех пострадавших, нужно сделать их понятными для всех и достаточно унифицированными. Допустим, как прозвучало сейчас в авиации? Получил инвалидность первой группы – ты знаешь, что меньше чем миллион рублей, ты не получишь. Получил вторую – соответственно, 600 тысяч. Мелкая травма – 25 тысяч. Мелкая, имею в виду не травму уже, а повреждение здоровья незначительное, которое не приводит к серьезным последствиям.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот сейчас этот закон разрабатывается.
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Вот мы хотим как раз, чтобы это было в нашем новом законе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: На каком этапе находится сейчас этот закон? Вот вы хотите. Этого недостаточно, согласитесь? При всем глубочайшем уважении к вам.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: В настоящее время закон Министерством транспорта разработан. Не только закон, но и все сопровождающие документы, начиная от пояснительной записки, технико-экономического обоснования и так далее, вплоть до постановления правительства. И Министерство транспорта, как мы надеемся, в июне направит этот законопроект в другие федеральные органы власти.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: До Госдумы еще…
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Это следующий этап. А потом в 4-м квартале он должен быть внесен в Госдуму уже.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы надеетесь на такое развитие событий.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Мы надеемся. Я бы даже сказал, что мы верим, что это будет сделано.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: У этого закона хорошая политическая составляющая.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ:
Это касается практически каждого гражданина нашей страны.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: 76,5% жителей крупных, по крайней мере, городов боятся маршрутных такси. Но это тогда под выборы только.



А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы говорим о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами и подошли к теме обязательного страхования, которое уже сейчас действует в авиации, согласно Воздушному кодексу. Сейчас, в это время, в Министерстве транспорта, как говорят наши гости, в недрах Министерства готовится закон об обязательном страховании уже всех перевозчиков. И это будет не Воздушный кодекс, а какой-то специальный закон.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Все виды транспорта.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Все перевозчики, которые будут обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Напоминаю, в гостях у нас Сергей Закройщиков – заместитель начальника управления корпоративного обслуживания компании «Ингосстрах», Олег Лебединец – генеральный директор Ассоциации страховых организаций и предприятий транспорта. Не очень ли я вас огорчил своим предположением (не могу даже это назвать прогнозом), что раз закон социальный, то под выборы только и будет принят, т.е. где-то через два с половиной года. Как раз и получается: через полгода – в Госдуму, пока там первое чтение, пока то, пока сё.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Мы надеемся, что его судьба будет не столь тяжела, и он пойдет так, как запланировано. И дело здесь не только в том, что социально ориентированные законы у нас стараются принять ближе к выборам. Дело в том, что страхование ответственности перевозчиков – настолько назревшая необходимость, которая, по крайней мере, для транспортников стала очевидной.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ
: Работа с законом ведется, начиная уже с 1999 года, если посмотреть в глубь предыстории.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Да, предыстории уже 10 лет будет.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Поэтому сейчас максимально созрела ситуация – и социальная, и экономическая, и политическая, – для того чтобы этот закон уже был принят.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы думаете, что быстренько всё это будет.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Мы надеемся, что по плану.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: В том формате, который… Есть техническое задание на подготовку закона. Минтранс является разработчиком.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: На ваш взгляд, изменит ли принятие этого закона и вступление его в силу расклад? Во-первых, ситуацию с безопасностью и со всем остальным, а во-вторых, просто расклад на рынке перевозок?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Да, мы как раз надеемся на то, что он станет более цивилизованным, в первую очередь.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Укрупнение?
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Не всегда попытки цивилизовать рынок приводят к укрупнению. На рынке имеют право существовать и маленькие перевозчики, и индивидуальные предприниматели. Всё зависит от того, как они будут выполнять, во-первых, те требования, которые к ним предъявляются со стороны технических разнообразных регламентов, безопасности дорожного движения. И страхование, мы надеемся, встанет в этот ряд необходимых требований, которые должны будут выполнять. Получается, что у них появляется еще некий общественный контроль со стороны страховых компаний.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Да, у нас функции этого контроля, в большей степени административного, которые раньше находились со стороны транспортной инспекции, они теперь переходят на плечи страховщиков. Естественно, что публичный договор, т.е. страховщик не может отказать перевозчику, который пришел – не важно, «Газелями» он занимается или перевозит в «Боингах» пассажиров, но если он пришел именно к этому страховщику (допустим, к «Ингосстраху»), он говорит: «Хочу у тебя застраховаться»… В связи с тем, что это публичный договор, соответственно, «Ингосстрах» не имеет права отказаться.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Он будет смотреть на это предприятие.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Но тогда у «Ингосстраха», единственное, будут развязаны руки, он будет смотреть, свободный договор, это предусмотрено проектом закона, он будет смотреть, какие параметры - отвечает параметрам безопасности перевозок или не отвечает, на какие расстояния перевозят.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А по ОСАГО у «Ингосстраха» и других компаний не развязаны руки? Почему я сравниваю с ОСАГО? Потому что там и здесь будет обязательно. И там, и здесь обязательно как для самого перевозчика, так и для страховой компании обязательно. И у вас руки не развязаны. Вы видите, что катастрофический водитель, просто катастрофа, нельзя такого страховать. Но у вас есть жесткий тариф – и вы не можете больше.
С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Здесь свободный договор страхования и предполагает, что тариф будет определяться все-таки страховщиком на основании информации, которую ему предоставит перевозчик.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: В рамках опять-таки какого-то коридора. Т.е. верхние и нижние планки, которые должно установить правительство или орган, которому поручат, – например, Минфин. Но для того чтобы эти планки установить, нужно, чтобы была уже статистика определенная, закон должен все-таки заработать.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: А статистику нужно представлять в определенном формате, которого пока, откровенно говоря, еще нет. Скажем так, сейчас у нас статистика по транспортным предприятиям привязана к такому параметру, как пассажирокилометр. И для решения одних проблем это вполне представительный параметр. Но, скажем, если поставить вопрос несколько иначе – а вот какая общая вместимость всех пассажирских транспортных средств у нас в стране, – вот на этот вопрос ответить не сможет никто. Просто нет такой статистики.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А как будет контролироваться соблюдение этого закона?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Это как раз самый болезненный вопрос – контроль за исполнением закона.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Надавил я на вас, на болезненное место.
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Контроль за наличием обязательного страхования у перевозчика. Если возьмем крупные компании, там всё понятно, нет смысла бегать, играть в какие-то игры, мистификацией заниматься. Конечно, они застрахуют. И авиаперевозчики, и морские крупные, речные…

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Да, «Аэрофлот», «Трансаэро», здесь очевидно.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: И автомобильные перевозчики. И вот опять мы упираемся в эти пресловутые маршрутные такси, в «Газели». Здесь, конечно, проблема существует, она достаточно серьезная. Поскольку, как я уже сказал, в настоящее время к лицензированию не относятся транспортные средства вместимостью до 8 мест, а дальше – и до 20 у нас в ближайшее время планируется… И потом у самих этих лицензионных органов, так называемых транспортных инспекций, грубо говоря, недостаточно административного ресурса, чтобы стоять, как сотрудник ГИБДД, ловить каждую «Газель» и проверять, есть полис или нет.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Просто такого права нет.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Совершенно верно, у них и прав таких нет. Соответственно, вопрос контроля становится одним из болезненных. И сейчас я не могу дать четкий ответ. Есть разные варианты. Например, Минтранс предлагает один из вариантов – это касается именно наземного транспорта, «Газелей» – отдать это опять сотрудникам ГИБДД. Т.е. у них и ОСАГО, и вот теперь еще ответственность перевозчиков…

С. ЗАКРОЙЩИКОВ:
Такой взгляд тоже имеет право на жизнь.

О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Да, эта точка зрения имеет право на жизнь. Но насколько это нужно самим органам ГИБДД?.. Это еще увеличение нагрузки административной на них, дополнительно. Ну вот хотя бы таким образом вылавливать. Потом у нас в субъектах существуют разные органы. Например, мы затронули ситуацию с Московской областью. Там, например, создана административная транспортная инспекция, органы этой инспекции имеют право остановить любого перевозчика и проверить, есть ли у него разрешение на маршрут, есть ли у него этот полис и так далее.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Скорее, не остановить, а подойти на конечной остановке. На самом деле, это работающий механизм. И в этой связи очень важно, чтобы те транспортные средства, на которые распространяется договор страхования, они были каким-то образом в этом договоре идентифицированы. Т.е. для автомобильного транспорта это принципиально важный вопрос.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Есть ли еще какие-то болезненные точки?
О. ЛЕБЕДИНЕЦ: Про болезненные много говорили. Может быть, еще что-то хорошее сказать в пользу этого закона. Я считаю, что все-таки это должно произойти – впервые в российской практике, в страховой практике, в законодательной будет еще предусмотрена предварительная выплата. Что это такое? Это возможность получить выгодоприобретателям минимум средств, для того чтобы или отправить своего пострадавшего родственника на лечение в клинику (сейчас планируется 50 тысяч), или в связи со смертью.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Спасибо вам. Сергей Закройщиков – заместитель начальника управления корпоративного обслуживания компании «Ингосстрах», Олег Лебединец – генеральный директор Ассоциации страховых организаций и предприятий транспорта были у нас в гостях.



Эхо Москвы, 26 мая 2009 г.

Комментариев нет:

Subscribe via email

Подпишись на новинки от CTPAXOBKA по Email
Besucherzahler contatori gratis
счетчик посещений