Многих наших граждан, добровольно воспользовавшихся в предыдущие годы услугами страховых компаний (страхование квартиры, дачи, страхования жизни, накопительного детского страхования) волнует вопрос: а насколько всё это надёжно сейчас? Стоит ли в условиях кризиса «выкладывать» свои деньги за страховки? Что говорят специалисты?
Читайте интервью двух дам
Интервью президента Национальной страховой гвардии Ирины Алехиной (в сокращении)
К2Капитал, 27 мая 2009 г.
- Ирина, скажите, за всю историю российского страхования сама структура страхования сильно поменялась?
- За 15 лет отечественный страховой рынок поменялся очень сильно. Самые существенные качественные изменения стали происходить, начиная с 2004 года, после вступления в силу новых норм Закона о страховой деятельности. К числу важных изменений следует отнести: специализацию страховых организаций – разделение на страховщиков «жизни» и «не жизни», повышение капитализации, введение института брокеров – продавцов страховых услуг, установление требований к руководителям и главным бухгалтерам страховых организаций и некоторые иные. В 2005 году приказ Министерства финансов РФ изменил требования к составу и структуре активов страховщиков. Все это привело к переходу от количественных к качественным характеристикам рынка. Хотя, понятно, что и число игроков уменьшилось. Жаль, что кризис пришелся на такую раннюю стадию развития рынка страхования – старейшие компании (я не говорю о компаниях с государственным участием) недавно отметили 15-летия. Для страхования это не возраст.
- Наш страховой рынок привлекателен для иностранных компаний?
- Да, конечно. Не смотря на то, что - мы не так давно живем в новой экономической формации – с декабря 1991, и страхование еще не стало привычным атрибутом каждого предпринимателя, жителя страны, интерес со стороны зарубежных коллег велик. В России уже работают все ведущие мировые страховые бренды. Пик активности сделок пришелся на 2007 - 2008 годы. Страна огромна, аналитики говорят, что застраховано не более 10% рисков из числа тех, что могут быть застрахованы. В развитых странах этот показатель подходит практически вплотную к 100%, поэтому расширение бизнеса за счет расширения территории – работы в Российской Федерации, это осознанная необходимость.
- То есть не смотря на тяжелую финансовую обстановку в нашей стране и в мире в целом, страховые компании являются одними из наиболее востребованных институтов в обществе?
- Работа в страховании – это кропотливый и неблагодарный труд профессионалов. Не знаю ни одной страны, где страховщиков бы любили, поэтому говорить о востребованности, особенно в России, сложно. Внося премию в страховую компанию, мы покупаем право пользования страховым фондом, снимая с себя финансовую заботу от возможного неблагоприятного развития событий. Однако, если повезло и ничего неприятного не случилось, тут же начинаем жалеть о потраченных деньгах. Таков человек! Заключая договор, торгуемся, стараясь снизить его стоимость. Очевидно, что это может произойти только за счет ухудшения услуг. Страховую компанию выбираем не по признаку надежности, а по удобству покупки полиса. Много делаем неразумного. Но страхование живет уже не первое столетие, первое упоминание об операции, близкой к страховой, можно найти в Библии. Поэтому можно сказать, что страхование необходимо.
- Что лучше – выплачивать по страховым искам быстро или длительно, рассматривать их досконально?
- Все хорошо, что выгодно обеим сторонам. Обе стороны заинтересованы в сотрудничестве. И страховщику, и страхователю важно, чтобы к страховым резервам не прорвались мошенники. Понимаю, что подставляю себя под удар, но все-таки отвечу честно. Страховая компания должна иметь время на доскональную проверку документов. В кризисные времена любая хорошо работающая компания может иметь временную задержку, но она обязательно объяснит это страхователю. Страхователь должен получить возмещение, значит, он должен серьезно подойти к заключению договора, внимательно его изучить, чтобы понимать, что он покупает и каковы его обязанности по договору.
Беседовала корреспондент Олеся БАШУРОВА.
Елена Ваваева: "Клиенты страховых компаний от кризиса только выиграют"
Сегодня каждый думает о том, как сохранить свое благополучие, свои достижения, свой бизнес. Кризис делает людей более осторожными и осмотрительными, и они вспоминают о страховании - самом известном и доступном способе избежать непредвиденных расходов и сохранить привычный образ жизни. О ситуации на страховом рынке, его перспективах и его реакции на кризис рассказывает директор Ярославского филиала входящей в десятку лидеров рынка компании "Ренессанс страхование" Елена Ваваева.
- Как финансовый кризис повлиял на развитие страховой отрасли?
- Являясь самой быстрорастущей сферой российской экономики, страховой рынок реагирует на кризис обострением конкуренции и появлением новых продуктов и каналов продаж. В условиях кризиса вопрос сохранения финансового благополучия становится особенно актуальным. Поэтому мы не видим объективных причин для снижения потребности в страховании. Напротив, в период нестабильности, девальвации люди больше задумываются о том, как сохранить свое имущество и избежать растущих и непредвиденных затрат при сохранении, увы, прежнего уровня доходов.
- Если катализатором роста страхового рынка был банковский канал, то не станет ли его сужение причиной банкротств страховщиков?
- Число участников страхового рынка планомерно снижается последние несколько лет. Но если прежде этот процесс был преимущественно связан с усилением контроля со стороны регулятора рынка и ужесточения требований к обеспечению надежности и к капитализации, то теперь он продолжится преимущественно за счет сделок по слиянию и поглощению. Кроме того, скорее всего, рынок будут вынуждены покинуть компании, использующие заниженные тарифы (демпинг), а также с плохо диверсифицированным портфелем, например, компании, зависящие от узкого круга корпоративных клиентов. В выигрышном положении останутся крупные розничные компании с развитой агентской сетью. Замедление развития банковского канала станет стимулом для усиления агентских и прямых продаж, которые позволят компенсировать "потери". Так, например, в конце прошлого года мы запустили по всей стране проект "Ренессанс Direct" - продажу полисов автострахования через Интернет и колл-центр. Тот факт, что мы не ошиблись, подтверждает объем полученного нами через этот канал бизнеса - 95 млн руб. и 2800 полисов за первые три месяца работы нового канала.
- Как, по Вашему мнению, будет изменяться качество страховых услуг: расти или падать?
- Сегодня со всех сторон только и слышно, что о повышении эффективности бизнеса. Страховые компании не исключение: фокус наших усилий в наступившем году будет направлен на сохранение объемов бизнеса за счет повышения качества продуктов и сервиса, а также повышение эффективности бизнеса и прибыльности каждого его направления. Мы понимаем, что основная конкурентная борьба развернется не на ценовом, а на сервисном уровне. Широкое распространение получат бюджетосберегающие опции, франшизы и коробочные продукты. Страховые услуги и обслуживание станут лучше, станут более разнообразными по цене и наполнению, так что клиенты страховых компаний от кризиса только выиграют.
- Какие цели ставит перед собой Ваша компания на этот год?
- 2009 г. мы расцениваем как год возможностей для укрепления своих позиций и увеличения доли рынка. В то же время это год, который проявит истинные ценности страхования для клиентов. Актуальность страхования как инструмента управления рисками и защиты от непредвиденных расходов многократно возрастает в условиях затрудненного доступа к кредитам и другим видам внешнего финансирования. Поэтому наша цель - это сохранить объемы бизнеса и сделать его максимально эффективным и прибыльным во всех аспектах. Мы также планируем продолжить расти быстрее рынка и увеличить объем бизнеса на 10%.
Ярославские новости
- Как финансовый кризис повлиял на развитие страховой отрасли?
- Являясь самой быстрорастущей сферой российской экономики, страховой рынок реагирует на кризис обострением конкуренции и появлением новых продуктов и каналов продаж. В условиях кризиса вопрос сохранения финансового благополучия становится особенно актуальным. Поэтому мы не видим объективных причин для снижения потребности в страховании. Напротив, в период нестабильности, девальвации люди больше задумываются о том, как сохранить свое имущество и избежать растущих и непредвиденных затрат при сохранении, увы, прежнего уровня доходов.
- Если катализатором роста страхового рынка был банковский канал, то не станет ли его сужение причиной банкротств страховщиков?
- Число участников страхового рынка планомерно снижается последние несколько лет. Но если прежде этот процесс был преимущественно связан с усилением контроля со стороны регулятора рынка и ужесточения требований к обеспечению надежности и к капитализации, то теперь он продолжится преимущественно за счет сделок по слиянию и поглощению. Кроме того, скорее всего, рынок будут вынуждены покинуть компании, использующие заниженные тарифы (демпинг), а также с плохо диверсифицированным портфелем, например, компании, зависящие от узкого круга корпоративных клиентов. В выигрышном положении останутся крупные розничные компании с развитой агентской сетью. Замедление развития банковского канала станет стимулом для усиления агентских и прямых продаж, которые позволят компенсировать "потери". Так, например, в конце прошлого года мы запустили по всей стране проект "Ренессанс Direct" - продажу полисов автострахования через Интернет и колл-центр. Тот факт, что мы не ошиблись, подтверждает объем полученного нами через этот канал бизнеса - 95 млн руб. и 2800 полисов за первые три месяца работы нового канала.
- Как, по Вашему мнению, будет изменяться качество страховых услуг: расти или падать?
- Сегодня со всех сторон только и слышно, что о повышении эффективности бизнеса. Страховые компании не исключение: фокус наших усилий в наступившем году будет направлен на сохранение объемов бизнеса за счет повышения качества продуктов и сервиса, а также повышение эффективности бизнеса и прибыльности каждого его направления. Мы понимаем, что основная конкурентная борьба развернется не на ценовом, а на сервисном уровне. Широкое распространение получат бюджетосберегающие опции, франшизы и коробочные продукты. Страховые услуги и обслуживание станут лучше, станут более разнообразными по цене и наполнению, так что клиенты страховых компаний от кризиса только выиграют.
- Какие цели ставит перед собой Ваша компания на этот год?
- 2009 г. мы расцениваем как год возможностей для укрепления своих позиций и увеличения доли рынка. В то же время это год, который проявит истинные ценности страхования для клиентов. Актуальность страхования как инструмента управления рисками и защиты от непредвиденных расходов многократно возрастает в условиях затрудненного доступа к кредитам и другим видам внешнего финансирования. Поэтому наша цель - это сохранить объемы бизнеса и сделать его максимально эффективным и прибыльным во всех аспектах. Мы также планируем продолжить расти быстрее рынка и увеличить объем бизнеса на 10%.
Ярославские новости
Комментариев нет:
Отправить комментарий