При оформлении автокредита банк поставил условие - застраховать автомобиль в конкретной страховой компании. Мне это не подходит, потому что я уже много лет страхую имущество и жизнь в другой компании. Там и страховой взнос меньше, и скидка у меня там, и отношения устоявшиеся, но банк заявляет, что моя компания-страховщик у него не аккредитована. Как быть? Е. Фирсова, Пермь
С этим вопросом мы обратились в УФАС (управление антимонопольной службы) по Пермскому краю. Специалист отдела по контролю на финансовых рынках Сергей Ульяновских объяснил, что навязывание страховщика при автокредитовании - одна из форм ограничения конкуренции:
— Если клиент считает, что банк ограничивает его в правах, лишает возможности выбора страховой компании, он смело может обращаться в антимонопольный орган. Мы проведем проверку по вашему заявлению.
С этим вопросом мы обратились в УФАС (управление антимонопольной службы) по Пермскому краю. Специалист отдела по контролю на финансовых рынках Сергей Ульяновских объяснил, что навязывание страховщика при автокредитовании - одна из форм ограничения конкуренции:
— Если клиент считает, что банк ограничивает его в правах, лишает возможности выбора страховой компании, он смело может обращаться в антимонопольный орган. Мы проведем проверку по вашему заявлению.
По действующему законодательству банк и страховая компания, вступившая с ним в сговор с целью ограничения права клиента свободно выбирать страховщика, могут быть оштрафованы. Штраф серьезный, до 15% годового оборота компании в данном сегменте рынка.
Оказывается, аккредитация страховщика в банке не имеет никакого смысла. За добросовестностью страховых компаний зорко следят органы страхового надзора. Аккредитация в банке, как правило, означает, что страховая компания в этом банке открывает свой счет или у страховщика и кредитной организации общий учредитель. Желание банка хранить страховую премию на своих же счетах вполне объяснимо. Желание страховщика получить преимущество перед конкурентами за счёт дополнительных условий, которые банк вносит в кредитный договор, тоже можно понять. Но закон есть закон.
Как правило, покупатель автомобиля не имеет возможности спорить с представителем банка. Он ограничен во времени - машина пришла, и надо её скорей купить; он ограничен в средствах и опасается, что банк повысит ставку или вообще откажется выдать кредит. Допустим, кабальный договор подписан, и только потом клиент понимает, что его провели. Поможет ли в этом случае антимонопольная служба?
Если кредитный договор подписан, у нас нет оснований принудить банк изменить его, - поясняет Сергей Ульяновских. - В компетенции антимонопольного органа только расследование антиконкурентного соглашения между кредитной организацией и страховщиком.
И всё-таки написать заявление в УФАС надо. Автокредит, как правило, берут на три или даже на пять лет, а договор страхования заключается на один год.
Совсем не обязательно продлять его каждый раз в навязанной вам страховой компании.
Действенность антимонопольных органов проверил на себе корреспондент "АиФ-Прикамье". В его кредитном договоре с банком было записано требование страховать автомобиль в "ВСК". Банк после устного обращения клиента готов был разрешить страхование в ещё двух "аккредитованных" компаниях. После обращения в антимонопольный орган все ограничения были сняты. Время на решение вопроса - четыре недели. Цена - около десяти тысяч сэкономленных рублей и восстановленное чувство собственного достоинства.
Почему банки и страховщики идут на нарушение антимонопольного законодательства?
По мнению Сергея Ульяновских, причина проста: граждане редко решаются отстаивать свои права. Звонят и жалуются почти каждый день, пишут заявления один-два раза в год. Поэтому банки и страховщики безнаказанно вступают в сговор и вынуждают заёмщиков страховаться порой на невыгодных условиях в компаниях с не самой лучшей репутацией.
СОКОЛОВА Л. Аргументы и факты-Прикамье, 6 августа 2008 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий