Святослав Тарасенко
В октябре 2007 года Государственная дума России приняла поправки к закону об ОСАГО, которые могут стать первым шагом на пути повышения удобства системы страхования автогражданской ответственности в стране – как для владельцев машин, так и для страховых компаний. “Автогражданка” в свое время вызвала немало противоречий, так что этих изменений с нетерпением ждали все заинтересованные стороны. В чем смысл поправок и какие последствия они будут иметь, читателям Metro разъясняют сами страховщики.
Часть поправок вступит в силу уже с 1 марта 2008 года. «Здесь, в частности, исключено понятие «внутренней территории организации». В действующей на сегодня версии закона при авариях на платных стоянках или стоянках, расположенных рядом с крупными супермаркетами, некоторые страховщики отказывают пострадавшим автовладельцам в выплатах, ссылаясь на понятие «внутренняя территория». Также сократится минимальный период использования полиса ОСАГО – с шести до трех месяцев для физических лиц и установлен не менее шести месяцев для юридических лиц, использующих сезонную технику, например, снегоуборочные автомобили.
Среди других поправок - увеличение сроков принятия решения о страховой выплате с 15 до 30 дней; штрафы для страховщиков за несоблюдение сроков выплаты страхового возмещения; исключение льготного месяца для продления полиса ОСАГО; увеличение суммы выплат по жизни и здоровью до 160 тыс. рублей на каждого из пострадавших в ДТП и ряд других», рассказывает Андрей Знаменский, заместитель генерального директора по автострахованию ОАО СК «Русский мир».
Революционных изменений, по словам участников рынка, в новой редакции закона как минимум два. С 1 июля вступает в силу так называемое «прямое урегулирование» ДТП и соответствующий упрощенный порядок выплат без участия ГИБДД. «Теперь автовладельцы смогут обращаться за выплатой в свою страховую компанию, где они заключали договор ОСАГО, а не в компанию виновника ДТП», поясняет Андрей Знаменский. Это удобство трудно недооценить.
Во-первых, оно поможет рынку очиститься от недобросовестных страховых компаний. «Получая выплату в «своей» страховой компании клиент легко сможет сменить страховщика, если он не в состоянии обеспечить сервис должного качества (быстроту выплаты, точность расчета размера ущерба и т. д.)», рассказывает Александр Остроумов, руководитель СЗ дивизиона Ренессанс страхование. Во-вторых, это изменение может уменьшить временной отрезок, который требуется для решения на месте ДТП и как следствие – количество пробок. «Прямое урегулирование – это действенный инструмент в укреплении лояльности клиентов», считает Алексей Ковязин, начальник управления страхования автотранспорта СОАО «Регион. – «Автовладельцы станут более осознанно выбирать страховую компанию, опираясь либо на собственный опыт, либо на опыт своих знакомых. И это будет то время, когда не реклама, не административный ресурс, а репутация компании станет основным инструментом в процессе привлечения клиента».
Второе изменение – введение европротокола, т.е. упрощенного порядка оформления ДТП (европротокол) без участия ГИБДД. Это значит, что водители будут самостоятельно заполнять извещение, фиксировать схему ДТП при условии, что в аварии участвовали два автомобиля, нет пострадавших, при этом выплата не может превышать 25 тысяч рублей.
Впрочем, негативных моментов в перечисленных изменениях не меньше. В первую очередь, речь идет о том, что все поправки в закон вступят в силу за один год. «Во Франции переход на прямое урегулирование составил 6 лет», — разъясняет свою точку зрения Андрей Артамонов, начальник отдела выплат по ОСАГО Центра выплат «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербурге. Кроме того, введение «прямого урегулирования» и европротокола может привести к увеличению числа обращений в страховые компании, а также мошенничеств. Как отмечает Александр Остроумов, «если тарифы не будут пересмотрены, рост убыточности может подтолкнуть ряд страховых компаний к уходу с рынка. Чтобы не кормить за счет честных автовладельцев армию мошенников, для успешного внедрения европротокола в первую очередь нужна информационная база, распоряжение о разработке которой премьер-министр подписал в конце июня. Возможно, также понадобится выезд на место ДТП аварийных комиссаров».
Алексей Ковязин высказывается еще более категорично, рассматривая европротокол: «Неужели наши водители способны в столь стрессовой ситуации как ДТП принять единое решение о причинах происшествия, правильно заполнить все необходимые документы и адекватно оценить размер ущерба. Должен заметить, что 2 эксперта, оба с многолетним опытом такой работы, редко по одному и тому же случаю оценивают ущерб одинаково. В тех же западных странах, опыт которых мы пытаемся применить у себя, свыше 10% дел рассматриваются в судах. Как много судья сможет понять в писульках ответчика и истца, нарисованных на коленках? Скорее всего, судам придется привлекать экспертов, тех же сотрудников ГИБДД».
Наконец, как объясняют в страховой компании «», «все вышеперечисленные новшества и затраты на их внедрение не могли быть учтены в страховых тарифах, которые в течение 4-х лет не менялись. Следовательно, чтобы эти поправки действовали и привели к более качественному обслуживанию потерпевших, разумно ожидать возможной корректировки страховых тарифов в сторону адекватного увеличения».
Очевидно, что поправки в Закон об ОСАГО как положительные, так и негативные стороны. Ясно, что за улучшение сервиса владельцам авто придется платить из своего кармана. Практика подскажет, насколько это обоснованно.
Часть поправок вступит в силу уже с 1 марта 2008 года. «Здесь, в частности, исключено понятие «внутренней территории организации». В действующей на сегодня версии закона при авариях на платных стоянках или стоянках, расположенных рядом с крупными супермаркетами, некоторые страховщики отказывают пострадавшим автовладельцам в выплатах, ссылаясь на понятие «внутренняя территория». Также сократится минимальный период использования полиса ОСАГО – с шести до трех месяцев для физических лиц и установлен не менее шести месяцев для юридических лиц, использующих сезонную технику, например, снегоуборочные автомобили.
Среди других поправок - увеличение сроков принятия решения о страховой выплате с 15 до 30 дней; штрафы для страховщиков за несоблюдение сроков выплаты страхового возмещения; исключение льготного месяца для продления полиса ОСАГО; увеличение суммы выплат по жизни и здоровью до 160 тыс. рублей на каждого из пострадавших в ДТП и ряд других», рассказывает Андрей Знаменский, заместитель генерального директора по автострахованию ОАО СК «Русский мир».
Революционных изменений, по словам участников рынка, в новой редакции закона как минимум два. С 1 июля вступает в силу так называемое «прямое урегулирование» ДТП и соответствующий упрощенный порядок выплат без участия ГИБДД. «Теперь автовладельцы смогут обращаться за выплатой в свою страховую компанию, где они заключали договор ОСАГО, а не в компанию виновника ДТП», поясняет Андрей Знаменский. Это удобство трудно недооценить.
Во-первых, оно поможет рынку очиститься от недобросовестных страховых компаний. «Получая выплату в «своей» страховой компании клиент легко сможет сменить страховщика, если он не в состоянии обеспечить сервис должного качества (быстроту выплаты, точность расчета размера ущерба и т. д.)», рассказывает Александр Остроумов, руководитель СЗ дивизиона Ренессанс страхование. Во-вторых, это изменение может уменьшить временной отрезок, который требуется для решения на месте ДТП и как следствие – количество пробок. «Прямое урегулирование – это действенный инструмент в укреплении лояльности клиентов», считает Алексей Ковязин, начальник управления страхования автотранспорта СОАО «Регион. – «Автовладельцы станут более осознанно выбирать страховую компанию, опираясь либо на собственный опыт, либо на опыт своих знакомых. И это будет то время, когда не реклама, не административный ресурс, а репутация компании станет основным инструментом в процессе привлечения клиента».
Второе изменение – введение европротокола, т.е. упрощенного порядка оформления ДТП (европротокол) без участия ГИБДД. Это значит, что водители будут самостоятельно заполнять извещение, фиксировать схему ДТП при условии, что в аварии участвовали два автомобиля, нет пострадавших, при этом выплата не может превышать 25 тысяч рублей.
Впрочем, негативных моментов в перечисленных изменениях не меньше. В первую очередь, речь идет о том, что все поправки в закон вступят в силу за один год. «Во Франции переход на прямое урегулирование составил 6 лет», — разъясняет свою точку зрения Андрей Артамонов, начальник отдела выплат по ОСАГО Центра выплат «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербурге. Кроме того, введение «прямого урегулирования» и европротокола может привести к увеличению числа обращений в страховые компании, а также мошенничеств. Как отмечает Александр Остроумов, «если тарифы не будут пересмотрены, рост убыточности может подтолкнуть ряд страховых компаний к уходу с рынка. Чтобы не кормить за счет честных автовладельцев армию мошенников, для успешного внедрения европротокола в первую очередь нужна информационная база, распоряжение о разработке которой премьер-министр подписал в конце июня. Возможно, также понадобится выезд на место ДТП аварийных комиссаров».
Алексей Ковязин высказывается еще более категорично, рассматривая европротокол: «Неужели наши водители способны в столь стрессовой ситуации как ДТП принять единое решение о причинах происшествия, правильно заполнить все необходимые документы и адекватно оценить размер ущерба. Должен заметить, что 2 эксперта, оба с многолетним опытом такой работы, редко по одному и тому же случаю оценивают ущерб одинаково. В тех же западных странах, опыт которых мы пытаемся применить у себя, свыше 10% дел рассматриваются в судах. Как много судья сможет понять в писульках ответчика и истца, нарисованных на коленках? Скорее всего, судам придется привлекать экспертов, тех же сотрудников ГИБДД».
Наконец, как объясняют в страховой компании «», «все вышеперечисленные новшества и затраты на их внедрение не могли быть учтены в страховых тарифах, которые в течение 4-х лет не менялись. Следовательно, чтобы эти поправки действовали и привели к более качественному обслуживанию потерпевших, разумно ожидать возможной корректировки страховых тарифов в сторону адекватного увеличения».
Очевидно, что поправки в Закон об ОСАГО как положительные, так и негативные стороны. Ясно, что за улучшение сервиса владельцам авто придется платить из своего кармана. Практика подскажет, насколько это обоснованно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий